Опубликовано 03/12/07 в 22:30:07 GMT+02:00 EuRuChess
Недавняя публикация, посвященная 65-летию МИФИ и 25-летию её малой сборной (есть ещё «большая», которая играет в первенстве московских вузов – сначала она состояла из 16 досок: 15+1 девушка, сейчас – 10+2), естественным образом вылилась в чисто шахматную тему преследования голого короля.
Мастер Кузовкин прислал пару дней тому назад свои образцы королевского сафари, но сразу предупредил, что «бессмертной» на эту тему является партия Эд.Ласкер-Дж.Томас, Лондон, 1911. Сегодня у Эдуарда Ласкера – 123-й день рождения.
Эдуард Ласкер родился в местечке Кемпно, недалеко от польского города Вроцлав (по-немецки – Кемпен и Бреслау, соответственно) 3 декабря 1885 года – на 17 лет позже своего великого однофамильца, второго чемпиона мира. Между прочим, родились они не так уж далеко друг от друга – Эмануил Ласкер появился на свет 24 декабря 1868 года в Берлинхене (ныне – Барлинек в окрестностях польского города Гожув-Великопольский). А закончили свой жизненный путь уже в одном населённом пункте – в Нью-Йорке.
В прошлом году общественность Кургана широко отмечала 95-летие знаменитой партии. Статья с официального сайта города «Курган и курганцы» под названием «Э.Ласкер, да не тот!» заслуживает того, чтобы привести её здесь полностью:
Но в этом ряду «вечнозеленых» и «неувядаемых» особняком стоит партия, которую сотворили в Лондоне в 1911 году польско-американский шахматист Эдуард Ласкер и англичанин Джордж Алан Томас. Во-первых, соперники, достойные друг друга, не какие-нибудь «консультанты» из семейства французских герцогов, хотя Томас и носил звучную приставку «сэр» и вообще был личностью незаурядной. Еще в 1947 году, в возрасте 66 лет, он играл с нашим гроссмейстером И. Болеславским в матче СССР – Великобритания (Болеславский-Томас и Томас-Болеславский). Кроме шахмат увлекался бадминтоном и теннисом, был многократным чемпионом Англии, участником Уимблдонских турниров.
Во-вторых, и в самых главных, игравший белыми Эдуард Ласкер всю свою долгую, как и у Томаса, шахматную жизнь поневоле находился в тени знаменитого однофамильца Эмануила Ласкера, второго по счету чемпиона мира. Можно навскидку назвать подобные исторические пары, жившие примерно в одно время и занимавшиеся одним любимым делом. Это граф Алексей Константинович Толстой, русский поэт, драматург и автор исторических романов, и граф Лев Николаевич Толстой, «глыба и матерый человечище». Это кинорежиссеры Васильевы, создатели непотопляемого «Чапаева», и артисты Леонид Быков и Ролан Быков, кумиры миллионов советских зрителей.
Если же говорить о шахматных однофамильцах, то в начале прошлого века на слуху у шахматистов были имена двух российских мастеров – Абрама Рабиновича (Москва) и Ильи Рабиновича (Петербург), причем Илья Леонтьевич первым из советских мастеров принял участие в международных соревнованиях. Это случилось в курортном немецком городке Баден-Бадене в 1925 году. Но, конечно, двум нашим Рабиновичам было далеко до славы не наших Ласкеров.
Молодой, на 17 лет моложе Эмануила, Эдуард Ласкер впервые вышел из-под тени великого чемпиона и заявил о себе во весь голос в 1911 году. Он тогда участвовал в турнире не совсем обычном. По прихоти его организаторов партнеры в шахматном клубе лондонского сити обязаны были играть с условием, чтобы разница в показаниях часов ни в один (!) момент не должна была превышать 5 минут. И вот при таком более чем странном регламенте родился шедевр - знаменитая партия
Сколько бы ни показывал эту чудесную партию моим ученикам, они не перестают восхищаться: «Надо же! Такой отчаянный король и такие редкие маты!»
А вот как вспоминает о своем шедевре сам Эдуард Ласкер в книге «Шахматы-забава и шахматы-страсть»: «Двойное нападение на пункт h7, которому препятствует только мой конь на е4, наводит, разумеется, на мысль пожертвовать этого коня каким-либо способом для того, чтобы открыть линию слону). У меня имелось пять минут, в течение которых надо было принять решение (см. выше о «странном регламенте» - В.П.)…
Убедившись, что приготовления, связанные с ходом коня, оказываются слишком медлительными для успешного завершения атаки, я заметил, что, возможно, могу пожертвовать ферзя, завлекая короля на диагональ моего слона, и затем объявить двойной шах с разрушительным эффектом. Я сразу увидел, не без внезапного возбуждения (вот она, искра божья! – В.П.), что черные получают мат, если после 12. K:f6++ король уходит на h8! 13. Ke5-g6x ставит точку. Но что делать, если король уйдет на h6?
Ну что же, шах конем с е5 на g4 оставляет ему только поле g5, а затем коневая и ладейная пешки белых смогут продолжить атаку. Мои пешки будут контролировать все черные поля, а слон – все белые, на которых черный король хотел бы спастись, так что он должен будет приблизиться к моему лагерю до поля f3. Затем я смогу погнать его своим слоном, а мои ладьи нанесут ему смертельный удар, так как с каждым ходом он будет продвигаться вперед на одну горизонталь, мне не составило особого труда заранее определить, что он, король, получит мат в семь ходов…».
Когда Эд. Ласкер уже переехал в США (1914 г.), с ним произошел трогательный случай. В Бруклинском шахматном клубе к нему подошел пожилой мужчина, вынул из кармана газетную вырезку с записью шахматной партии и спросил с улыбкой, не узнает ли он ее. Это была та самая партия с сэром Томасом. Незнакомец представился и сказал: «Позвольте пожать Вам руку. На своем долгом веку я повидал немало красивых партий, но эта – самая красивая. Я разыгрываю ее всегда, когда у меня плохое настроение, и она вновь делает меня счастливым. Я всегда ношу ее в этом кармане, прямо на сердце».
Международный мастер, международный арбитр, шахматный литератор, чемпион Берлина (1909), Нью-Йорка (1915) и Чикаго (1916), Эдуард Ласкер всего четыре года не дожил до своего столетия (1885-1981). А со своим выдающимся однофамильцем Эд.Ласкер сотворил еще одну жемчужину, только уже в эндшпиле. Их партия в крупнейшем международном турнире в Нью-Йорке (1924) продолжалась 103(!) хода и завершилась вничью, о которой современники писали: «Это, наверное, самая невероятная, самая парадоксальная ничья в истории международных турниров».
У Эмануила Ласкера и Эдуарда Ласкера оказалась ещё одна, весьма неожиданная точка соприкосновения. Оба стояли у истоков европейского го, причём Эдуард является создателем первого в Европе клуба любителей го. Впоследствии Ласкерам пришлось покинуть Германию, но они не забыли своего увлечения. Эдуарда Ласкера, автора книги «Го и го-моку», считают «отцом» американского го.
Интересно, что шахматные звания настигли Эдуарда Ласкера на восьмом десятке лет: международным арбитром он стал в возрасте 71 года, а международным мастером – в 78! Не менее интересно, что Эдуард Ласкер внёс посильный вклад в разработку шахматных программ для ЭВМ…
Теперь можно со спокойной совестью перейти к творчеству современных мастеров и программистов:
Ярослав Улько – Александр Кузовкин Первенство московских вузов, декабрь 1996 Староиндийская защита E97
К 122-й годовщине со дня рождения Эдуарда Ласкера: Королевское сафари | 0 Коммент. | Регистрация
Все Комментарии являются мнением их Авторов. Мы не несём ответственности за их Содержание. Только Зарегистрированные Пользователи могут оставлять свои Комментарии к Статьям.
"Square" theme by my2cents based on "Standard" theme, slightly modified by Jos from "Color Me 9.6 Blue" by my2cents. Design/color based on "WebAPP Standard" (v0.9.6, 2003)